Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Реклама

Счетчики

Опросы

Оцените наш сайт?

No Image

Планирование в ОВД

Планирование в ОВД

Понятие планирования в органах внутренних дел.

Планирование означает прежде всего умение думать с опережением и

предполагает системность в работе. Планирование далеко от импровизации -

оно требует аналитического мышления.

Планирование определяет перспективу развития и будущее состояние

системы как объекта, так и субъекта управления, вместе взятое. Являясь

активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, оно

усиливает темпы развития организации, способствует вскрытию дополнительных

резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и

форм воздействия на всю систему организации. Для того, чтобы снизить риск

принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной

информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные

перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю перспективу

помогает создать единство общей цели внутри организации.

В широком смысле слова планирование – это деятельность по

выработке и принятию управленческого решения.

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими

условиями:

- компетентностью руководства организации на всех уровнях управления;

- квалификацией сотрудников, работающих в функциональных подразделениях;

- наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техники.

Планирование предполагает:

1. Обосн6ованный набор целей.

2. Определение политики.

3. Разработку мер и мероприятий (образа действий).

4. Методы достижения целей.

5. Обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Планирование заканчивается перед началом действий по реализации

плана. Планирование направлено на оптимальное использование возможностей

организации, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и

предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению

эффективности деятельности данной организации.

Планирование – это начальный этап управления, однако оно

представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до

завершения планируемого комплекса операций.

Под планированием, как общей функцией процесса управления,

понимается деятельность субъекта управления по определению целей и задач

социальных систем на предстоящий период деятельности, способов и средств их

достижения , а также последовательности их решения и сроков выполнения.

Основным средством реализации функции планирования в системе органов

внутренних дел является план, представляющий собой специфическую

разновидность управленческого решения. Особенностью плана, как вида

управленческого решения, является сложный характер его содержания,

включающий в себя взаимосвязанную совокупность отдельных решений, особую

форму их изложения, а также строгую определенность процедуры его выработки

и принятия, а также применения специфических методов его обработки. В плане

обязательно находят отражение цели и задачи органа на предстоящий период ,

мероприятия, подлежащие выполнению для реализации поставленных целей и

задач, последовательность их выполнения, сроки реализации, исполнители, а

также способы контроля за выполнением запланированных мероприятий.

Значение планирования деятельности органов внутренних дел, их служб и

подразделений заключается в том, что оно придает повседневной работе

системы целенаправленный, конкретный характер и позволяет сосредоточить

основные усилия на решение наиболее актуальных проблем борьбы с

преступностью и охраны общественного порядка, а также способствует

своевременному решению поставленных задач.

Кроме этого, планирование позволяет наиболее эффективно использовать

силы и средства органа внутренних дел для достижения наилучших результатов

при возможно меньших затратах людских и материальных ресурсов и в

возможности кратчайшие сроки, т.е. с помощью планирования обеспечивается

одно из главных требований, предъявляемых к управлению, - это его

оптимальность Планирование деятельности обеспечивает также равномерное

распределение работы в течении планируемого периода, т.е. ритмичную

деятельность органа в целом, так и его служб, подразделений и отдельных

сотрудников, позволяет организовать четкое взаимодействие повседневной

деятельности структурных подразделений органа, повышает ответственность

всех исполнителей за порученную работу, а также облегчает организацию

контроля и оценки деятельности органа по выполнению поставленных задач.

Организация и методика планирования в органах внутренних дел.

Организация планирования в системе органов внутренних дел

заключается в выборе на основе всестороннего анализа наиболее актуальных

целей и задач, а также наиболее оптимальных методов средств и форм их

решения. Достигается это путем применения особой процедуры планирования и

особых специфических методов планирования, что обеспечивает строго

определенную последовательность и содержание операций, составляющих суть

планирования. Наличие определенной процедуры планирования обеспечивает

единство действий всех субъектов, занятых этой работой, и устанавливает для

них определенные временные рамки.

Собственно процедура планирования включает в себя ряд последовательно

сменяющих стадий, основными из которых являются: сбор и анализ исходной

информации, сбор предложений от служб и подразделений органа, подготовка

проекта плана и его согласование с соисполнителями и последняя стадия –

утверждение плана и доведение его до исполнителей.

Первой стадией процесса планирования является сбор, систематизация и

анализ исходной информации, необходимой для разработки плана. Эта

информация включает в себя сведения, касающиеся как непосредственно

деятельности горрайлиноргана внутренних дел, так и отражающую все возможные

факторы, оказывающие влияние на эту деятельность. Сбор и накопление этой

информации должен осуществляться постоянно, для чего-либо заводятся

специальные папки, либо картотека, содержащая соответствующие рубрикаторы

по видам соответствующей информации.

Основной исходной информацией при разработке плана работы

горрайлиноргана является :

- задающая информация федеральных, региональных и местных органов

законодательной и исполнительной власти, а также вышестоящих органов

внутренних дел, определяющая стратегические и тактические задачи органов

внутренних дел по обеспечению правопорядка, общественной и личной

безопасности граждан, а также сам характер их деятельности. Установки,

содержащие в этой информации , являются обязательными при разработке

планов, и на и основе их определяются цели и задачи органа на планируемый

период, а также тактика его деятельности;

- информация, характеризующая условия, в которых протекала и будет

протекать деятельность горрайлиноргана и результаты его деятельности. К

ним относятся : материалы и выводы комплексного анализа оперативной

обстановки за предшествующий период : прогностические данные об ожидаемых

изменениях социально-экономических и демографических характеристик

обслуживаемой территории и вытекающие из них расчетные прогностические

данные об изменениях в состоянии правопорядка на планируемый период:

сведения, характеризующие состояние и деятельность систем,

взаимодействующих с горрайлинорганом и поддержании правопорядка( органы

прокуратуры и суда, ФСБ, ФПС, налоговой полиции , ГТК и др.) : информация

о выполнении предшествующих планов работы горрайлиноргана и его

подразделений, документы о плановых и внеплановых проверках деятельности

как органа в целом, так и его подразделений вышестоящими ОВД, органами

прокуратуры и др. На основе всей этой информации конкретизируются и

формируются цели и задачи органа на планируемый период, осуществляется

расстановка сил и средств, планируется служебная , боевая и

воспитательная работа с личным составом:

- информация, содержащая рекомендации науки и обобщенный передовой опыт.

Это вид информации в процессе планирования необходим для правильной

оценки происходящих изменений в состоянии правопорядка, а также выбора

наиболее эффективных форм и методов организации работы. Это

опубликованные в научной и специальной литературе материалы

социологических и криминологических исследований, выступления средств

массовой информации, а также материалы передового опыта.

Второй стадией процесса разработки плана является сбор предложений служб и

подразделений горрайлиноргана для включения в план. Осуществляется этот

сбор информации штабными подразделениями за полтора месяца до начала

планируемого периода. Представляемые предложения должны быть согласованы со

всеми соисполнителями и рассмотрены соответствующими заместителями

начальника горрайлиноргана и оценены штабом.

Разработка данных предложений службами и подразделениями органов

осуществляется, как правило, на коллегиальной основе с привлечением всего

инспекторского состава, либо в форме обсуждения этого вопроса на оперативно-

служебных совещаниях, либо в форме подачи сотрудниками своих письменных

предложений с соответствующими обоснованиями. Разрабатываемые службами и

подразделениями предложения должны не замыкаться только на их профильном

направлении деятельности, а должны, во-первых, охватывать все стороны и

направления деятельности органа, в т.ч. и внутриорганизационные (

организация управления и взаимодействие служб, работа с кадрами, тыловое

обеспечение и пр.), а во –вторых, они должны носить комплексный характер (

в план работы органа вносятся только те мероприятия, выполнение которых

возможно лишь при сложении усилий нескольких служб и подразделений органа).

Мероприятия, направленные на решение задач в рамках одной службы и

исполнение которой возможно ей самостоятельно, должны включаться не в план

работы органа, а в план работы соответствующей службы.

На третьей– стадии подготовки проекта плана и его согласования,

который осуществляется штабными подразделениями органа, происходит уже

разработка самих вариантов плановых решений. В процессе разработки плановых

решений целесообразно использование ряда общенаучных методов, связанных с

«оптимизацией плановых решений» и «методов формирования планов».

Наиболее приемлемым для уровня горрайлинорганов внутренних дел

методами оптимизации плановых решений являются :

- метод последовательных приближений, суть которого состоит в определении

общей задачи, а затем последовательное определение задач второго порядка,

детализация которых приводит к нахождению задач третьего порядка и т.д.

Использование указанного метода наиболее целесообразно в текущем

планировании, когда субъект управления с учетом предложений отраслевых

служб и подразделений поэтапно конкретизирует общие проблемы ;

- - балансовый метод, который позволяет осуществлять согласованность целей

с имеющимися ресурсами. Его сущность – в удовлетворении потребностей

системы, исходя из наличных возможностей. Использование названного метода

предполагает : четкое формулирование целей и задач органа на планируемый

период, а также точный количественный расчет имеющихся сил и средств с

учетом их качества; сопоставление полученных данных и распределение

ресурсов на выполнение отдельных задач в зависимости от степени

возможности и срочности их решения. Осуществление этого комплекса работ в

процессе планирования обеспечивает сбалансированность и реальность

планов, ставит при их подготовке преграду проявлениям субъективизма;

- - метод вариантов, заключающийся в разработке нескольких вариантов

плановых решений и выборе наилучшего из них.

К методам формирования планов относятся проблемный и программно-целевой

методы планирования. Суть проблемного планирования состоит в выделении

наиболее актуальных , общих для всего органа проблем, требующих

комплексного использования всех сил и средств. Проблемное планирование

должно заменить так называемое «свободное планирование», состоящее в

механическом объединении предложений служб, что приводит к перегрузке

планов мелкими мероприятиями и затрудняет комплексное решение проблем

обеспечения правопорядка.

Программно-целевое планирование является практическим применением

системного подхода к управлению. Особенностями его являются : единство

цели; фиксирование комплекса обусловленных целью задач и мероприятий;

обеспеченность последних ресурсами; планомерность реализации;

конкретность сроков выполнения; комплексность задач и их решения. На

первом этапе программно-целевого планирования осуществляется

прогнозирование основных факторов, влияющих на деятельность органа при

решении конкретных задач, определяются цели и оцениваются ресурсы,

определяются конечные и промежуточные цели и временные периоды их

достижения. На втором этапе формулируются конкретные мероприятия плана, а

также определяются конкретные требуемые ресурсы и источники их

поступления. На заключительном этапе намеченные мероприятия

конкретизируются по объему работ, времени, месту и субъектам исполнения.

Структура плана работы органа внутренних дел, как правило, включает в

себя следующие основные разделы :

- краткие выводы из анализа обстановки и основные задачи на предстоящий

период. В основе этого раздела лежат выводы комплексного анализа

оперативной обстановки, содержащиеся в аналитической справке за

предшествующий период, целевые установки вышестоящих систем и проблемы,

определенные самим органом как первоочередные на планируемый период;

- мероприятия по предупреждению , пресечению и раскрытию преступлений,

охране общественного порядка, прав, свобод, жизни и здоровья граждан.

Этот раздел плана является одним из наиболее емких и сложных. Он включает

в себя комплексные мероприятия органа по выявлению и устранению причин,

способствующих совершению правонарушений, по использованию возможностей

всех сил и средств органа и их взаимодействие в раскрытии преступлений и

укреплении правопорядка на обслуживаемой территории.

Остальные разделы плана являются менее емкими и носят либо

вспомогательный, либо более отраслевой характер. Это такие разделы, как:

-обеспечение техническими средствами, средствами связи, защиты

информации;

-внедрение в практику передового опыта;

-информационно-аналитическая работа;

- совершенствование контроля и укрепление исполнительской и учетно-

регистрационной дисциплины;

- работа с кадрами, укрепление законности, соблюдение прав граждан;

- обеспечение наказаний, не связанных с лишением свободы, регистрационного

и визового режимов, работы разрешительной системы, безопасности дорожного

движения;

- взаимодействие с подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям,

обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны.

Кроме этого , отдельным разделом плана являются совместные мероприятия с

определенными органами и органами внутренних дел на транспорте по борьбе с

преступностью, розыску и задержанию преступников.

Специфическим является содержание оперативного плана действий органа

внутренних дел и его подразделений при чрезвычайных ситуациях и

чрезвычайных происшествиях криминального характера. Он включает в себя

такие разделы : основные задачи; силы и средства, привлекаемые к действиям

при чрезвычайных происшествиях; тыловое обеспечение; порядок приведения в

готовность сил и средств; управление силами и средствами; организация

связи; взаимодействие.

Заключительной стадией процесса организации планирования является

утверждение плана начальником горрайлиноргана и доведение его до

исполнителей. Перед утверждением плана начальник органа : оценивает

соответствие содержания планируемых мероприятий поставленным задачам и

степень возможности их реализации; проверяет законность планируемых

мероприятий и их соответствие рекомендациям науки и передового опыта;

оценивает мероприятия с точки зрения их своевременности, реальности

выполнения и обеспеченности их людскими, материально-техническими и

финансовыми ресурсами; выверяется равномерность распределения нагрузки по

времени и по задействованным службам и подразделениям; уточняется порядок и

сроки проверки исполнения по каждой позиции плана, а также проверяется

наличие резерва времени на выполнение внеочередных заданий и внеплановых

мероприятий.

План работы горрайлиноргана утверждается его начальником не позднее,

чем 10 дней до начала планируемого периода, и доводится до исполнителей не

позднее 5 дней после его утверждения.

Виды планов в органах внутренних дел.

В настоящее время в органах внутренних дел существует достаточно

стройная система планирования, позволяющая организационно обеспечить все

основные направления их оперативно-служебной деятельности.

Всю совокупность планов, разрабатываемых в системе органов внутренних

дел, на всех уровнях принято подразделять на четыре вида – стратегические,

организационно-тактические, организационно-оперативные и личные планы

работы лиц среднего и старшего начальствующего состава.

К стратегическим планам относятся разрабатываемые, главным образом,

на федеральном и региональном уровнях достаточно долгосрочные комплексные

целевые программы решения наиболее важных проблем борьбы с преступностью,

охраны общественного порядка и совершенствования деятельности органов

внутренних дел. Это , например, Федеральная и региональная программа по

усилению борьбы с преступностью , «Содействие трудовой занятости осужденных

к наказанию в виде лишения свободы», «Комплексные меры противодействия

злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту», «

Пожарная безопасность и социальная защита», «Концепция развития системы МВД

России».

Организационно-тактические планы представлены в системе органов

внутренних дел годовыми, полугодовыми, квартальными и месячными планами

работы как органа в целом, так и его структурных подразделений, а также

планами по выполнению отдельных направлений деятельности системы.

Основным видом плана данной группы является план работы органа в

целом. На уровне МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации, а также

УВДТ – это разрабатываемый на год «план основных организационных

мероприятий». В горрайлинорганах – полугодовой план работы, а в подчиненных

им отделениях милиции ( внутренних дел) – квартальный план работы. Кроме

того, во всех органах и подразделениях системы ежеквартально

разрабатываются «планы индивидуальной воспитательной работы руководителей с

подчиненными и «планы проведения занятий в системе профессиональной

подготовки», а также ежемесячные календарные планы основных мероприятий.

К этому же виду организационно- тактических планов относится

подготавливаемые в МВД России, МВД, ГУВД, УВД и УВДТ годовые графики

инспекторских и контрольных проверок, планы капитального строительства,

производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. В МВД РФ на год

разрабатываются планы правоподготовительных работ, планы научного и научно-

технического обеспечения основных направлений деятельности органов

внутренних дел, планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских

работ, а также подготовки и издания учебной и специальной литературы и

планы проведения документальных ревизий финансово-хозяйственной

деятельности подчиненных органов и подразделений. На полугодие в этих

подразделениях разрабатываются планы работы коллегий, а ежеквартально –

планы командировок.

Вся основная масса организационно-тактических планов разрабатывается

штабными подразделениями органов внутренних дел. Исключение составляют лишь

планы научного и научно-технического обеспечения основных направлений

деятельности органов внутренних дел, планы проведения документальных

ревизий, капитального строительства издания учебной и специальной

литературы, которые разрабатываются соответственно Всероссийским научно-

исследовательским институтом и учебными заведениями МВД РФ, контрольно-

ревизионным управлением МВД РФ, Управлением строительства и Главным

управлением кадров МВД РФ.

Отраслевыми и функциональными подразделениями , входящими в состав

органа внутренних дел, самостоятельно разрабатываются полугодовые либо

квартальные планы их работы.

Организационно-оперативные планы служат, главным образом, решению

конкретных задач по мере их возникновения. В зависимости от повторяемости

обстоятельств, послуживших основами к их разработке, эти планы

подразделяются на типовые и разовые.

К типовым планам , в первую очередь, относятся оперативные планы действий

органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных ситуациях и

чрезвычайных происшествиях криминального характера, которые разрабатываются

штабными подразделениями органов внутренних дел всех уровней управления,

начиная от МВД РФ и кончая горрайлинорганами. Организация разработки этих

планов регламентируется и осуществляется в соответствии со специальными

нормативными актами МВД РФ.

В определенной степени к типовым планам можно отнести и

разрабатываемые подразделениями по обеспечению общественного порядка всех

уровней управления планы по обеспечению общественного порядка и

безопасности при проведении государственных и иных массовых мероприятий.

Хотя эти планы и периодически корректируются, основное их содержание

остается достаточно постоянным и стабильным.

Подгруппа разовых планов значительно шире и разнообразнее. Все

эти планы составляются по мере необходимости.

Во-первых это разрабатываемые соответствующими подразделениями МВД РФ

и МВД, ГУВД, УВД и УВДТ отдельные планы по выполнению решений федеральных и

региональных органов представительной и исполнительной власти по вопросам

укрепления правопорядка и законности, планы, предусматривающие комплексное

участие подразделений в решении отдельных задач оперативно-служебной и

производственно-хозяйственной деятельности, а также планы координации

оперативно-розыскных и следственных действий по раскрытию преступлений,

носящих межрегиональный характер, и розыску опасных преступников.

Во-вторых, это большая группа так называемых специальных планов,

разрабатываемых отраслевыми подразделениями органов внутренних дел

федерального и регионального уровней управления. К ним относятся такие

широкомасштабные операции, как «Гастролер», «Антиквариат», «Защита»,

«Допинг», «Урожай», «Подросток», «Трасса», и ряд других, которые

осуществлялись, как правило, в значительной части регионов России. На

региональном уровне такие отдельные операции проводятся, исходя из

складывающейся оперативной обстановки и специфики обслуживаемой территории.

В-третьих, к разовым планам относятся разрабатываемые в

подразделениях криминальной милиции и следствия горрайлинорганов планы

оперативно-розыскных мероприятиях по раскрытию конкретных преступлений и

календарные планы – графики работы следователей по всем имеющимся у них в

производстве делам и материалам. Организация и осуществление разработки

этих видов планов регламентируются специальными нормативными актами и

изучаются соответствующими дисциплинами. Все разовые планы составляются по

мере необходимости.

По мере необходимости в горрайлинорганах разрабатываются также

разовые планы по взаимодействию с органами внутренних дел сопредельных

регионов и органами внутренних дел на транспорте по раскрытию отдельных

преступлений, розыску и задержанию преступников.

Специфическим видом планов в системе органов внутренних дел являются

личные планы работы лиц среднего и старшего начальствующего состава всех

уровней системы, разрабатываемые в специальных рабочих тетрадях на месяц и

на каждый рабочий день. Дополнением к ним являются личные календарные планы

работы инспекторского состава и руководителей органов внутренних дел.

Исходными данными для планирования личной работы являются положения

законодательных и иных нормативных актов, определяющих компетенцию ОВД в

целом, отдельных подразделений, ведомственные нормативные акты, планы

оперативно-служебной деятельности, служебной, боевой и физической

подготовки, различные графики( дежурств, контроля и др.), функциональные

обязанности должностного лица, указания, поручения вышестоящих органов,

непосредственных руководителей и т.п. План личной работы на месяц

составляется не позднее 30 числа месяца предшествующего планируемому.

Основные разделы плана личной работы на месяц определяются исходя из задач,

стоящих перед подразделением, мероприятий, предусмотренных планами работ и

функциональными обязанностями конкретного сотрудника.

Планирование, как специфический вид управленческой деятельности

органов внутренних дел, строится на соблюдении ряда принципов, которые

должны соблюдаться в процессе его осуществления. Это такие принципы как,

законность, научность, системность и эффективность.

Кроме того планы органов внутренних дел , должны удовлетворять не

только общим требованиям, предъявляемых к данному виду документов, но и

отвечать ряду специфических требований. Основными видами этих требований

являются актуальность, обоснованность, комплексность, реальность,

напряженность и оптимальность, стабильность и преемственность, а также

конкретность.

Актуальность и обоснованность состоит в том, что разработка плана должна

строиться на учете выводов комплексного анализа оперативной обстановки за

предшествующий период и прогнозов ее развития, конкретных задач,

поставленных перед органами внутренних дел, а также федеральными,

региональными и местными органами власти и управления.

Комплексность предусматривает осуществление системы взаимосвязанных,

скоординированных мероприятий, т.к. усложняющийся характер задач, стоящих в

настоящее время перед органами внутренних дел, требует для их успешного

решения согласованных действий всех отраслевых, функциональных и штабных

подразделений органа.

Реальность, напряженность и оптимальность – выражается в том, что при

планировании необходимо обязательно учитывать имеющиеся ресурсы, объем

предстоящей работы, общую и специальную подготовку исполнителей предстоящих

мероприятий, изменение оперативной обстановки. Напряженность придает

достаточную насыщенность плана мероприятиями, позволяющими мобилизовать все

силы личного состава органа для решения поставленных задач. Оптимальность

придает плану качество, позволяющее достичь намеченных результатов с

минимальными затратами привлекаемых ресурсов и в минимальные сроки.

Стабильность и преемственность предполагает определенную устойчивость

намечаемых мероприятий и постоянство плана, которые способствуют проявлению

его организующего начала и исключают необходимость разработки

многочисленных дополнительных планов и невыполнение уже запланированных

мероприятий.

Конкретность выражается в однозначном, четком и ясном формулировании целей,

задач и мероприятий на предстоящий период, сроков осуществления каждого из

них, конкретных исполнителей и соисполнителей, субъектов контроля и его

формы.

Используемая литература и нормативные акты.

1. Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.1993 г.

2. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18

февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта 1999 г., 6 декабря

1999 г., 25 июля 2000 г., 7 ноября 2000г.)

3. Положение "О службе в органах внутренних дел РФ" от 23.12.92 г. №4202-I

4. Положение "О Министерстве внутренних дел РФ".от18.06.96 г. №1039

5. Приказ МВД РФ от 20 марта 1996 г. N 145 "О Концепции развития органов

внутренних дел и внутренних войск МВД России"

6. Приказ МВД РФ от 14.09.93 г. №420 «О мерах по совершенствованию

организации работы горрайлинорганов».

7. Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. N 334 "Об утверждении Инструкции по

организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в

расследовании и раскрытии преступлений" с изменениями от 13 февраля 1997

г.

8. Приказ МВД от .06.12.99 г. №994 «Об упорядочении отдельных направлений

управленческой деятельности в системе МВД РФ»

9. Приказ МВД РФ ОТ 16.12.92 Г. №457 « Об утверждении форм статистической

отчетности»

10. Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел

по предупреждению преступлений (утв. приказом МВД РФ от 6 августа 1993

г. N 390) в редакции от 7 июля 1995 г.

11. Вицин С.Е. Москвин А.И. «Методические основы прогнозирования

управленческой деятельности органов внутренних дел» М. 1988 г.

12. Богатов Р.Х. «Основы делопроизводства в государственном аппарате»

Казань. 1989 г.

13. Основы управления в органах внутренних дел. Учебник. Под ред.

А.П.Коренева. М.. «Щит-М». 1996 г.

14. Федеральный закон от 06.02.97 г. №27 «О внутренних войсках МВД России».


No Image
No Image No Image No Image


No Image
Все права защищены © 2010
No Image